Легализация документов
Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания. Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении.
Функции консульской легализации выполняют:
а) за границей — консульские учреждения Республики Узбекистан;
б) в Республике Узбекистан — Консульское управление МИД Республики Узбекистан.
Консул принимает к легализации документы и акты, удостоверенные властями консульского округа или исходящие от этих властей.
Консульское управление МИД Республики Узбекистан легализует документы и акты, исходящие от иностранных организаций и учреждений и легализованные иностранными дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, аккредитованными в Республике Узбекистан при наличии образцов подписей и печатей этих иностранных дипломатических представительств.
Консульское управление легализует также документы и акты, исходящие от организаций и учреждений Республики Узбекистан и предназначенные для предъявления за границей.
Легализации не подлежат документы и акты, которые противоречат законодательству Республики Узбекистан или по своему содержанию могут нанести вред интересам государства или оформлены с нарушением инструкций, регламентирующих оформление документов, предназначенных для использования за границей, или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.
Не могут быть легализованы также подлинники и копии следующих документов: паспортов, документов о принадлежности к партиям, профсоюзных билетов, трудовых книжек, военных билетов, подлинники документов об образовании внутри республиканского образца, водительских прав, о принадлежности к сословиям и вероисповеданиям и другие документы на имущество, изъятое из гражданского оборота.
«За легализацию документов законодательством Республики Узбекистана предусмотрены следующие тарифы консульских сборов:
За легализацию доверенностей на управление имуществом, совершение финансовых и прочих операций:
- с граждан РУ – 20 долларов США;
- с иностранных граждан – 100 долларов США.
За легализацию документов ЗАГСа, о трудовом стаже, об образовании (при наличии двухсторонних соглашений о взаимном признании дипломов и свидетельств об образовании):
- с граждан РУ – 10 долларов США;
- с иностранных граждан – 50 долларов США.
За легализацию счетов, справок, коносаментов, фактур, сертификатов, других документов коммерческого характера и т.д.
- с граждан РУ – 20 долларов США;
- с иностранных граждан – 100 долларов США.
Примечание: За совершение действия по легализации документов и актов с заинтересованных физических и юридических лиц взимается также сборы на возмещение фактических расходов в размере 20 долларов США.
Легализация не требуется в следующих случаях. В рамках стран СНГ действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г.Минске 22.01.1993 года (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова (с оговоркой), Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина). В соответствии со статьей 13 вышеупомянутой Конвенции «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения», а также пользуются доказательной силой официальных документов.
Приводим также перечень двухсторонних международных договоров Республики Узбекистан о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам, в которых предусматриваются положения об отсутствии необходимости в легализации официальных документов компетентных органов договаривающихся сторон:
1. Договор об оказании взаимной правовой помощи по вопросам гражданства, торговли и уголовным делам между Республикой Узбекистан и Турецкой Республикой (статья 14), Анкара, 23 июня 1994г. Вступил в силу 19 декабря 1997 года;
2. Договор между Республикой Узбекистан и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам (статья 13), Ташкент, 23 мая 1996г. Вступил в силу 11 апреля 1997 года.
3. Договор между Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (статья 30), Пекин, 11 декабря 1997г. Вступил в силу 29 августа 1998 года.
4. Договор между Республикой Узбекистан и Чешской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (статья 13), Ташкент, 18 января 2002 года.
Порядок проставления Апостиля на официальных документах
Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» (Гаагская конвенция) принят Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан 27 января 2011 года, а 25 марта 2011 года одобрен Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан и вступил в силу 5 апреля 2011 года.
В соответствии с Положением о порядке проставления апостиля, утвержденным постановлением Кабинета Министров за № 307 от 17 ноября 2011 г., апостиль проставляется на официальных документах для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и подлинности оттиска печати или штампа, которым скреплен документ.
Официальные документы принимаются для проставления апостиля на подлинниках или по усмотрению заявителя нотариально засвидетельствованных копиях.
Апостиль не проставляется на:
- документах, совершенных посольствами или консульскими
учреждениями Республики Узбекистан за границей;
- документах, имеющих прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям; паспорте, военном билете.
Апостиль проставляется в:
- Министерстве юстиции Республики Узбекистан — по официальным документам, исходящим из судов, органов и учреждений юстиции;
- Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан — по официальным документам, исходящим из органов прокуратуры, следствия и дознания;
- Государственном центре тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан — по официальным документам, исходящим из организаций сферы образования и науки;
- Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан — по иным официальным документам.
Срок рассмотрения заявления о проставлении апостиля на официальном документе не превышает 5 рабочих дней со дня представления документов.
В случае необходимости истребования образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего представленный на проставление апостиля официальный документ, и (или) истребовании образца оттиска печати организации, от которой исходит официальный документ, не превышает 20 рабочих дней.
За рассмотрение заявления о проставлении апостиля взимается сбор в размере 10 процентов минимальной заработной платы.
Государственный орган и иная государственная организация обращающиеся за проставлением апостиля, освобождаются от уплаты сбора.
Для Республики Узбекистан, несмотря на присоединение РУ к указанной Конвенции, исключение из нижеперечисленных стран составляют Австрия, Бельгия, Греция и ФРГ, с которыми по-прежнему сохраняется необходимость осуществления процедуры консульской легализации в установленном порядке. Официальные документы указанных европейских государств также не принимаются государственными учреждениями Республики Узбекистан к рассмотрению без консульской легализации.
Подробную информацию обо всех государствах-подписантах данной Конвенции, статусе их участия в ней, официальных органах государств-подписантов Конвенции, уполномоченных проставлять апостиль, и другую информацию можно получить на веб-сайте Гаагской Конференции по международному частному праву по электронному адресу:
www.hcch.net/index_en.php?act=conventions.text&cid=41