Природа и коррупция
Природа – это все нас окружающее, что не создано человеком. Это совокупность всех природных объектов, которые люди используют для своего существования. В настоящее время природа страдает от жестокого потребительского отношения человека, одной из причин которого является коррупция в сфере природопользования.
Установление права монопольной государственной собственности на природные ресурсы, которое осуществляется компетентными государственными органами от имени государства, делает неизбежной возможность злоупотребления ими своими полномочиями.
Для предотвращения коррупции в сфере природопользования, как составной части коррупции, в Узбекистане осуществляются практические шаги. Это, в частности, пресечение коррупционных отношений в сфере природопользования путем кардинального сокращения количества процедур, требующих непосредственного участия юридических или физических лиц при оказании государственных услуг, и сроков их оказания, отмены истребования от юридических и физических лиц документов и сведений, получаемых из других государственных органов и иных организаций, установления тесного межведомственного электронного взаимодействия между государственными органами и иными организациями в целях недопущения бюрократических барьеров и препон при оказании государственных услуг и обеспечения эффективности, оперативности и прозрачности деятельности государственных органов и иных организаций, усиление их ответственности и исполнительской дисциплины.
Начата непосредственная работа по формированию нормативно-правовой базы по противодействию коррупции в сфере природопользования. В частности, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении некоторых административных регламентов оказания государственных услуг в сфере природопользования» от 31 марта 2018 года утверждены Административный регламент оказания государственных услуг по выдаче разрешения на рубку деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, Административный регламент оказания государственных услуг по выдаче разрешения на специальное пользование объектами растительного мира и Административный регламент оказания государственных услуг по выдаче разрешения на специальное водопользование или водопотребление.
Однако, несмотря на принимаемые меры, уровень коррупции в сфере природопользования остается достаточно высоким. Так, за последние два года в нашей стране по фактам незаконной продажи земельных участков, незаконного присвоения орошаемых земель было возбуждено 473 уголовных дела, 543 должностных лица были привлечены к уголовной ответственности.
Опасность коррупции в сфере природопользования заключается не только в том, что она наносит ущерб государственным и общественным интересам, но и в том, что резко меняет баланс распределения природных ресурсов между поколениями и таким образом наносит невосполнимый ущерб будущему поколению.
Коррупция в сфере природопользования имеет свою специфику, которая на наш взгляд, заключается в следующем:
во-первых, в нашем сознании прочно засело мнение о том, что «природные ресурсы – это государственная собственность, значит «ничейное»;
во-вторых, объектом этого вида коррупции является природный объект, то есть неодушевленный предмет, созданный самой природой, а не по волеизъявлению государства, и на создание которого не были потрачены деньги.
Иногда от ответственных должностных лиц, компетентных в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, слышишь: «Ну подумаешь, дерево срубили, самое главное, человека ведь не убили…».
Или: «Отравили уличных беспризорных животных, никому не нужных, да вы должны нас за это благодарить!».
Конечно, срубленное дерево или отравленное бездомное животное – ничто перед человеческой жизнью в глазах компетентных должностных лиц, но для природы это составное звено естественной цепочки, нарушение которой приводит к непредсказуемым для нас последствиям.
Каким образом можно, если не полностью искоренить, то хотя бы как-то снизить уровень коррупции в сфере природопользования?
Прежде всего, поменять общественное, коллективное, индивидуальное мнение компетентных природоохранных органов и ответственных должностных лиц и природопользователей о «ничейности» и неиссякаемости природных ресурсов, которое так прочно висит в нашем сознании.
Установление права монопольной государственной собственности на природные ресурсы, которое осуществляется компетентными государственными органами от имени государства, делает неизбежной возможность злоупотребления ими своими полномочиями.
Для предотвращения коррупции в сфере природопользования, как составной части коррупции, в Узбекистане осуществляются практические шаги. Это, в частности, пресечение коррупционных отношений в сфере природопользования путем кардинального сокращения количества процедур, требующих непосредственного участия юридических или физических лиц при оказании государственных услуг, и сроков их оказания, отмены истребования от юридических и физических лиц документов и сведений, получаемых из других государственных органов и иных организаций, установления тесного межведомственного электронного взаимодействия между государственными органами и иными организациями в целях недопущения бюрократических барьеров и препон при оказании государственных услуг и обеспечения эффективности, оперативности и прозрачности деятельности государственных органов и иных организаций, усиление их ответственности и исполнительской дисциплины.
Начата непосредственная работа по формированию нормативно-правовой базы по противодействию коррупции в сфере природопользования. В частности, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении некоторых административных регламентов оказания государственных услуг в сфере природопользования» от 31 марта 2018 года утверждены Административный регламент оказания государственных услуг по выдаче разрешения на рубку деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, Административный регламент оказания государственных услуг по выдаче разрешения на специальное пользование объектами растительного мира и Административный регламент оказания государственных услуг по выдаче разрешения на специальное водопользование или водопотребление.
Однако, несмотря на принимаемые меры, уровень коррупции в сфере природопользования остается достаточно высоким. Так, за последние два года в нашей стране по фактам незаконной продажи земельных участков, незаконного присвоения орошаемых земель было возбуждено 473 уголовных дела, 543 должностных лица были привлечены к уголовной ответственности.
Опасность коррупции в сфере природопользования заключается не только в том, что она наносит ущерб государственным и общественным интересам, но и в том, что резко меняет баланс распределения природных ресурсов между поколениями и таким образом наносит невосполнимый ущерб будущему поколению.
Коррупция в сфере природопользования имеет свою специфику, которая на наш взгляд, заключается в следующем:
во-первых, в нашем сознании прочно засело мнение о том, что «природные ресурсы – это государственная собственность, значит «ничейное»;
во-вторых, объектом этого вида коррупции является природный объект, то есть неодушевленный предмет, созданный самой природой, а не по волеизъявлению государства, и на создание которого не были потрачены деньги.
Иногда от ответственных должностных лиц, компетентных в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, слышишь: «Ну подумаешь, дерево срубили, самое главное, человека ведь не убили…».
Или: «Отравили уличных беспризорных животных, никому не нужных, да вы должны нас за это благодарить!».
Конечно, срубленное дерево или отравленное бездомное животное – ничто перед человеческой жизнью в глазах компетентных должностных лиц, но для природы это составное звено естественной цепочки, нарушение которой приводит к непредсказуемым для нас последствиям.
Каким образом можно, если не полностью искоренить, то хотя бы как-то снизить уровень коррупции в сфере природопользования?
Прежде всего, поменять общественное, коллективное, индивидуальное мнение компетентных природоохранных органов и ответственных должностных лиц и природопользователей о «ничейности» и неиссякаемости природных ресурсов, которое так прочно висит в нашем сознании.
Ведь основным условием периода устойчивого развития, в котором мы сейчас находимся, является равномерное распределение имеющихся ресурсов между поколениями. Государство, компетентные природоохранные органы прежде всего уже сейчас должны ставить перед собой вопрос: а что же мы оставим будущему поколению?
Далее. Не секрет, что в последнее время мы интенсивно используем полезные ископаемые, которые так необходимы для развития экономики. Но этот процесс как палка о двух концах: чем больше добываем, тем больше воруют и тем меньше остается будущему поколению. Потому переход на экстенсивный уровень использования природных ресурсов в экономике также является одним из способов уменьшения коррупции.
Далее. Не секрет, что в последнее время мы интенсивно используем полезные ископаемые, которые так необходимы для развития экономики. Но этот процесс как палка о двух концах: чем больше добываем, тем больше воруют и тем меньше остается будущему поколению. Потому переход на экстенсивный уровень использования природных ресурсов в экономике также является одним из способов уменьшения коррупции.
Конечно, мы не призываем полностью отказаться от использования природных ресурсов, без этого экономика, в частности сельское хозяйство, не выживет, но применяя передовые технологии, мы можем получить больше выгоды уже с используемых природных ресурсов, нежели тратить средства на освоение новых и порождая фундамент для коррупционных отношений. Например, использование капельного орошения в сельском хозяйстве позволило сэкономить как водные, так и земельные ресурсы.
Кроме того, пришла пора законодательного закрепления понятия «экологическая коррупция» и разработки системного подхода борьбы с ней, которая будет способствовать формированию профессиональной ответственности у компетентных органов в сфере природопользования. Эпизодиальной ответственностью виновных лиц (и то под напором общественного мнения!) на основе общих норм права существенных результатов в этой борьбе мы не достигнем.
Ну и конечно, наравне с усилением юридической ответственности за коррупционные нарушения в сфере природопользования необходимо будет обеспечить реальное осуществление общественного экологического контроля, расширение полномочий негосударственных некоммерческих экологических организаций в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, коренной пересмотр правового статуса общественных экологических инспекторов.
Современные экологические кризисы показали, что на жестокое обращение природа отвечает непредсказуемыми последствиями. Коррупция в сфере природопользования имеет глубокие корни, вырвать которые можно лишь консолидацией сил государства, общества и граждан.
Кроме того, пришла пора законодательного закрепления понятия «экологическая коррупция» и разработки системного подхода борьбы с ней, которая будет способствовать формированию профессиональной ответственности у компетентных органов в сфере природопользования. Эпизодиальной ответственностью виновных лиц (и то под напором общественного мнения!) на основе общих норм права существенных результатов в этой борьбе мы не достигнем.
Ну и конечно, наравне с усилением юридической ответственности за коррупционные нарушения в сфере природопользования необходимо будет обеспечить реальное осуществление общественного экологического контроля, расширение полномочий негосударственных некоммерческих экологических организаций в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, коренной пересмотр правового статуса общественных экологических инспекторов.
Современные экологические кризисы показали, что на жестокое обращение природа отвечает непредсказуемыми последствиями. Коррупция в сфере природопользования имеет глубокие корни, вырвать которые можно лишь консолидацией сил государства, общества и граждан.
Робия ТОШБОЕВА,
исполняющий обязанности доцента
Ташкентского государственного
юридического университета, кандидат
юридических наук.
УзА