Обсуждены вопросы сокращения теневой экономики и предупреждения коррупции
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 27 июля провел совещание, посвященное обсуждению проводимой работы по сокращению теневой экономики.
В нашей стране высокий уровень теневой экономики. Поэтому в последние годы были приняты меры по сокращению доли теневой экономики путем облегчения ведения бизнеса. В частности, был либерализован валютный рынок, внедрена новая налоговая система, сокращено около 100 разрешительных и лицензионных процедур. В результате доля неформального сектора в промышленности упала с 20 до 6 процентов за последние 5 лет.
На совещании обсуждалась работа, проводимая в этом направлении, определены дальнейшие задачи. Поручено разработать с привлечением экспертов международных организаций стратегию по сокращению теневой экономики.
Глава государства подчеркнул важность соблюдения осторожности при противодействии теневой экономики, чтобы не нанести вред экономической активности, работать в этом направлении совместно с бизнесом и общественностью.
Поставлена задача последовательно продолжить налоговые реформы и внедрить систему, которая бы исключала теневую деятельность.
Дано указание разработать систему "Добросовестный налогоплательщик" и до конца апробировать ее в городе Ташкенте.
Особое внимание уделено очищению от коррупции сферы государственных закупок и инвестиционных проектов. В целях обеспечения прозрачности в этих сферах, усиления общественного контроля и конкуренции Министерству финансов поручено запустить информационный Портал государственных закупок.
Определено, что отныне каждый проект будет проходить антикоррупционную экспертизу. Поставлена задача применять с 2021 года этот порядок в отношении всех проектов, реализуемых за счет централизованных средств.
В государственных органах также внедряется система комплаенс-контроля против теневой экономики и коррупции. Данная работа начата, в частности, в министерствах строительства, здравоохранения, высшего и среднего специального образования, акционерных обществах "Узбекнефтегаз" и "Узкимёсаноат". Отмечалось, что до конца года данную систему необходимо внедрить еще в 14 организациях и 10 банках с государственной долей.
Даны поручения по разработке «дорожных карт» по борьбе с коррупцией в разрезе сфер и направлений, предупреждению коррупции в сфере государственных закупок и инвестиционных проектах.
Поручено разработать методику расчета рейтинга коррупции и теневой экономики для государственных органов, предприятий и регионов. С 2021 года будет налажено объявление результатов данного рейтинга с оценкой персональной ответственности всех руководителей.
Рассмотрены также вопросы таможни и налоговой системы.
Указано на необходимость исключения человеческого фактора в таможенной системе, усиления таможенного контроля за случаями контрабанды и искусственного занижения таможенной стоимости товаров.
Государственному таможенному комитету и Государственному налоговому комитету поручено создать единую базу данных о ввозе, таможенном оформлении и реализации импортных товаров. Поставлена задача внедрить с 1 января 2021 года информационную систему "Таможенный аудит".
Президент подчеркнул, что для сокращения теневой экономики необходимо помочь людям легально работать, заинтересовать их в этом.
К примеру, в результате упрощения системы самозанятости в одном только июле 184 тысячи граждан начали работать в формальном секторе.
Однако уровень неофициальной занятости в сферах строительства, торговли и общественного питания, транспортных и других услуг все еще остается высоким. В целом, только 4,9 миллиона из 13,5 миллиона человек, занятых в экономике, платят подоходный налог.
На совещании отмечена необходимость адресной работы в этих сферах, выведения действующих неофициально субъектов из теневой экономики через применение стимулирующих механизмов. Предложено не включать платежи через пластиковые карты и другие виды бесконтактных платежей в налогооблагаемую базу при расчете налога с оборота субъектов, действующих в сферах торговли, общественного питания, транспорта и бытового обслуживания.
Глава государства отметил необходимость упрощения налогового администрирования для субъектов малого бизнеса, дальнейшего сокращения процедур разрешения и лицензирования для предпринимательской деятельности.
К примеру, имеется возможность сократить 100 видов лицензий и 34 вида разрешений с переводом их в уведомительный порядок, упростить ряд процедур, сократить в 2 раза время выдачи 14 видов документов. Благодаря этим мерам предприниматели могут сэкономить 125 миллиардов сумов в год.
Кроме того, дано указание критически изучить 270 контрольных функций 43 ведомств и сократить их полномочия, способствующие рискам теневой экономики и коррупции.
Вместе с тем подчеркнута необходимость усиления ответственности недобросовестных предпринимателей, вовлеченных в коррупционные и теневые схемы.
Констатирован слабый уровень анализа теневой экономики по отраслям и сферам. В связи с этим указано на необходимость ведения по каждой области статистики теневой экономики с привлечением международных экспертов.
Основная сила в противодействии коррупции и теневой экономике - бизнес и общественность. Поэтому важно формировать в обществе нетерпимое отношение к этим негативным явлениям, освещать их последствия в средствах массовой информации и через социальные сети.
- Борьба с теневой экономикой не означает наказание предпринимателей, воспрепятствование их деятельности. Это особенно важно в период пандемии. Необходимо принять строгие меры и против бытовой коррупции, усилив общественный контроль на местах, - сказал Шавкат Мирзиёев.
Перед каждым министерством и отраслью поставлена задача достичь к концу года конкретных показателей (KPI) в рамках реализации определенных на совещании мер.