СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ ОБРАЩЕНИЙ

«Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами».

Статья 2 Конституции Республики Узбекистан.

Год диалога с народом и интересов человека наверняка запомнится беспрецедентным масштабом реформ в сфере обеспечения и защиты прав граждан. Нормативно-правовые акты принимаются с учетом актуальных требований сегодняшнего дня, но неизменно базируются на приоритетных истинах, заложенных в Конституции - Основном Законе нашей страны.

Очередным шагом в реализации Госпрограммы-2017 стало принятие новой редакции Закона «Об обращениях физических и юридических лиц». В ней указана не только цель, но и сфера его применения - регулирование отношений в области обращений граждан в госорганы и учреждения, а также к их должностным лицам. Действие документа распространяется также на структуры с госучастием и органы самоуправления. Он не затрагивает обращения, порядок рассмотрения которых установлен законодательством об административной ответственности, гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, хозяйственным процессуальным и иными актами, а также взаимную переписку государственных органов и их структурных подразделений.

Внесены статьи, посвященные таким основным принципам и понятиям, как заявление, предложение, жалоба, электронное, повторное и анонимное обращения, дубликат обращения, публичный прием, видеоконференцсвязь, организация с государственным участием. Новая глава отведена Народной и виртуальным приемным.

Обращения, поступившие в государственный орган, учреждение или их должностным лицам, в полномочия которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней направляются в соответствующие инстанции. Обратившемуся сообщают об этом в письменной или электронной форме. При этом запрещается безосновательно передавать заявления на рассмотрение организациям или должностным лицам, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Если обращения не содержат необходимые сведения для направления их в соответствующие инстанции, то в пятидневный срок их возвращают адресату с мотивированным разъяснением. Иногда в ходе рассмотрения заявления приходит его дубликат, и тогда им занимаются вместе с ранее поступившим. Дубликат поступил, а ответ уже направлен обратившемуся - в таком случае его информируют в соответствующем порядке. Благодарности, поздравления, приглашения, отклики обрабатываются инстанциями-адресатами на их усмотрение.

Впервые урегулирован вопрос заслушивания обращающегося, то есть инстанции и их должностные лица по своей инициативе либо по ходатайству человека могут предоставить ему возможность выразить мнение по поднятым вопросам и предоставить дополнительную информацию. К участию в процессе могут пригласить экспертов, специалистов и представителей заинтересованных организаций.

Статья 30 предусматривает случаи прекращения рассмотрения обращений. Например, если в повторных заявлениях не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, а в материалах предыдущего имеются исчерпывающие результаты проверок и обращающийся в установленном порядке получал ответы. Также заявитель вправе отозвать свое обращение или ходатайствовать о прекращении его рассмотрения. Заявление не рассматривается, если без участия его инициатора не обойтись, а он сменил местонахождение, контактную информацию и его невозможно вызвать. Решение о прекращении рассмотрения обращения принимает руководитель государственного органа или уполномоченное лицо.

В закон введена статья, посвященная мониторингу и контролю за рассмотрением обращений, согласно которой руководители или иные должностные лица госорганов следят за тем, чтобы обращения обрабатывались объективно и своевременно. Заявления, не рассмотренные полностью и по которым даны промежуточные ответы, с контроля не снимаются.

При удовлетворении заявления, жалобы физического или юридического лица государственные органы, организации и их должностные лица, принявшие незаконные решения по ним, в судебном порядке возмещают обратившемуся ущерб, связанный с подачей и рассмотрением заявления или жалобы, возникшие в процессе расходы и утраченный за это время заработок. Также может быть компенсирован и моральный вред. Выплаченные средства с виновного лица могут взыскать в регрессном порядке.

Опыт работы народных и Виртуальной приемных подтверждает возросшую правовую культуру соотечественников, которые учатся отстаивать свои права и интересы посредством взаимодействия с властью и под защитой закона. Обновленный нормативно-правовой акт усилит ответственность ведомств перед народом, сделает проводимую в этом направлении работу еще эффективнее.

При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.

Возврат к списку